squirella (squirella) wrote,
squirella
squirella

Categories:

Толедо

Город зримый в высоте,
Между скал,
Безупречный в завершенной красоте,
Ты явил свой гордый лик и задремал.

Ты, сказав свое, затих,
Навсегда, —
Но поют в тебе отшедшие года,
Ты – иссеченный на камне мощный стих.


Константин Бальмонт "Толедо"


Толедо оказался первым испанским городом, увиденным мной воочию. Как это? - спросите вы. Очень просто. Заходя на посадку над Мадридом, наш самолет разворачивался над холмом, почти полностью окольцованным рекой, увенчанным каменными башнями и крышами. А бесплотный голос из динамиков сообщил, что под нами Толедо, а река называется Тахо.

Из чего сразу можно уяснить, что от Мадрида до Толедо рукой подать, а значит, туда стоит выбраться отдельно, независимо от поездки на юг. Поезда туда ходят каждый час, а езды чуть больше получаса.

И вот утро. И мы на вокзале Толедо.

Город дробится, ускользает, миражирует, уносится ввысь, как люди на картинах знаменитого толедского грека.

Ощущение гравюрности, аскетичной отточенности создают перепады уровней застройки, террасность всего города, силуэты закругленных, как бинокли, бастионов, внутренние лабиринты, переходы, подковы арок, башни многочисленных городских ворот и мостов, припечатанные гербами.




Здание вокзала построено в начале XX века (1919 или 1920) в стиле неомудехар и по замыслу архитектора Narciso Clavería y de Palacios перекликается со старинной архитектурой города.

Внутри вокзального зала стена, украшенная витражными окнами с видами Толедо. Функциональность ее непонятна, но витражи приятны глазу.

Чтобы попасть в историческую часть города, надо перейти Тахо и пройти сквозь ворота в крепостной стене.



Мы слегка оттянули этот момент и побродили по берегу, где уже в феврале зацветали фруктовые деревья. Миндаль? Вишня? - Кто знает.



Толедо - не только город-зАмок, но и город-замОк. Городские ворота, арки мостов, витражные окна - замочные скважины. ... Как он лежит на скале, когда приближаешься к нему издали, как недоступна его сердцевина, как он скреплен и связан, спрессован опоясывающей его зеленой рекой Тахо! Как жестока его католическая суть, как вкрадчив его мавританский облик, как трагичен ветер его еврейской истории...



Но вот на повороте <...> вдруг выросла красноватая скала, ощетинилась шпилями колоколен, башнями замков и ворот и литой серовато-бурой застройкой за крепостной стеной...



А мы входим в город. Живые люди в живом, хоть и очень старом городе. И потребности у нас волне человеческие. Чашка кофе и ... бутерброд с ветчиной, который, как известно, ничуть не хуже вечного блаженства.



Тот хамон, что на фото, мы поедали лишь глазами и объективами, потому как эта витрина прямо на пути от ворот к собору, и, соответственно, каждый турист около нее остановится. Для тихого же завтрака куда лучше подходит подвальчик за углом.

Подкрепившись, пошли бродить по улочкам. Там тесно и темновато. Разве, что в небо глянуть. Да на резьбу настенную.



Есть еще и сувенирные лавки с витринами. Моя слабость - керамика.



А переулки текут к соборной площади. Вот и шпили в проеме видны. Все ближе и ближе.



Вот и сам собор. Целиком ни глазом, ни объективом ни охватить. А вот детали можно. Их много, они многообразны и непонятны. Что на гербе у льва?



О чем спорят старцы?



Толедо - город скульптур. От кованой дверной ручки, до памятника Сервантесу (кому ж еще?) в запертом на замок скверике. Увы, только такой ракурс с мусорным баком в кустах сквозь решетку ограды.



Устали от бронзы и камня? Есть и другие материалы. Например марципан. Лучший в мире. В кондитерской лавке напротив собора на витрине представлен весь технологический процесс. Говорят, что именно так, старинным образом, его готовят белковые, но не ореховые монашки в монастыре Святого Антония Падуанского, куда мы тоже не попали.



Маски в соседней витрине тоже марципановые. А вот objet d'art из связанных крючков салфеток напомнил мне о недавнем путешествии в Нью-Мексико. Весьма похожий украшал собой заснеженный двор галереи в Таосе.



А мы идем себе дальше. Выходим на площадь у собора San Juan de los Reyos. Там на стене могучей церкви висят обрывки цепей, символизирующие освобождение христианских пленников из мавританского рабства.

А если посмотреть в другую сторону, то там на склоне над рекой крупная мшистая, издали пегая,черепица, как половинки цветочных горшков, коробит взгляд, огибающий крыши.... и поросшие мхом ступеньки под ногами.



И статуи святых и королев тоже во мхе, а камень стен за ними разнообразен не менее, чем сами скульптуры.



Кирпич, черепица, камень переходят друг в друга.



А мы идем себе дальше в сторону музея Эль Греко. Каменный юноша у стены собора в парадном облачении. Только вот откуда слезы на камне?



До музея мы не дошли, потому как оказались у старой синагоги Санта Мария ла Бланка. Мы туда, честно говоря, не собирались. В отличии от Дины Рубиной у меня провидческих снов не было, а Светке и не положено было. Но и мимо пройти не смогли. И не зря. Ох, как не зря!

Небольшое, не особо примечательное здание за деревьями внутри оказалось пустым, просторным, белым и золотым.



Ряды колонн и ярусы ярок упорядочивали и раздвигали пространство.



Капители колонн и межарочные проемы украшены резьбой.



Синагога, построенная в XII веке и реконструированная после пожара арабами через столетие, побывала и католической церковью (отсюда Святая Мария в названии), и казармой, и приютом для раскаявшихся блудниц. От церковных времен сохранилась полустершаяся надалтарная роспись.



Последний взгляд на арки и колонны и мы выходим на улицу.



А там буйство уличной торговли. За стеклом инкрустация и авторская керамика.



А керамика попроще на свежем воздухе.



Правда, слово "попроще" не ко всему подходит.



Разве что к этим зеркалам.



За всем этим мы опоздали в музей Эль Греко. По воскресеньям он закрывается рано. Поэтому, когда мы к нему подошли, оттуда выгоняли последних посетителей. Пришлось полюбоваться очередными видами и черепицей с высокого склона и пойти бродить по улицам дальше.



Тем временем выглянуло солнце и подсветило "садик" на старой крыше.



На светлом золоте стены, прорисовались четкие тени, а в конце переулка засияли шпили собора.

Выросшие на скале, они ищут встречи с небом - оба. Камень - их суть; свет, проходя в лабиринтах улиц, отражаясь от стен, умирая в ущельях переулков и тупиков, формирует объемы, как бы сотканные из камня и золотистой пыли, - арабески Толедо, миражи Иерусалима...



По пути к площади задержались у пары витрин. Очередной привет из Нью-Мексико - розвелловский инопланетянин в банке велосипедной лавки.



А рядом пейзажи Толедо и ничего более у художника за стеклом.



И вот мы снова на площади у собора. Львы и святые все те же, только свет иной.



Светка моя не удержалась и купила марципана. И даже попробовать дала. Хороший марципан вкусный.

А гирлянда кастрюль и сковородок - это вывеска какого-то ресторана.



Затем, в какой-то момент мы выходили к разным высоким местам. и видели то замок Сан Сервандо на дальнем берегу Тахо.



То башни и шпили.



То заречную часть города, в неплохом уже предвечернем свете.



Толедо - золотисто-мерцающего цвета. Крапчатая черепица сливается с цветом крапчатых стен: холодновато-серые булыжники вмурованы в светло-кирпичную кладку, что создает эффект свечения города. Мерцание ласточек, прошивающих игольные ушки бойниц в башнях...



Эти вот шахматные пирамидки - башни у ворот Бизагра. Более точно ворота называются "новыми" - Puerta de Bisagra Nueva, потому как были построены в 1559 на месте одноименных старых ворот.



И просто крыши.



Заречные скалы и неизвестные елки, просто хорошего цвета.



А вот и сами новые ворота. Мы за них даже выходили и обсуждали не вернуться ли к вокзалу по другому берегу Тахо.



Но побоялись опоздать на поезд и пошли напрямик через старый город. А сумерки сгущались тем временем.



Часы уже на вокзальной башне, а вот облака и их отражения с того же моста через Тахо, по которому мы входили в Толедо с утра.



Эти острые башенки - замок Альказар он же толедская цитадель. Королевская резиденция и главная крепость города. Мы как-то ее пропустили, только силуэт издалека.



Последние кадры - фонари вдоль дороги и уже зажженные на здании вокзала.



Хороший был день.



* - курсивом "Воскресная месса в Толедо" Дины Рубиной.

Все мои фотографии из Толедо - http://myxomop.ac93.org/2017-02/2017-02-19/
Tags: europe, spain, Испания, год сурка, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “spain” Tag

  • Красивое имя, высокая честь

    Вот там, мой дружок, Найдешь ты Восток, Самый восточный Восток. Гранада была оставлена напоследок. Именно там, во дворце Насридов и садах…

  • Севилья 3. Дом Пилата под дождем

    ...прокуратор махнул рукою вдоль колоннады, так что стало ясно, что он говорит о дворце, — положительно сводит меня с ума! Я не могу ночевать в…

  • Севилья 2. Традиционные ремесла и искусства

    Вообще, Севилья - город женского рода. Игривый, кокетливый, флиртующий и коварный. Не оперетта, нет. Но Кармен там и сям мелькает. Тем более…

  • Севилья 1.2. От собора до упада

    После Алькасара настала очередь собора, но сначала пришло время обедать. Прямо под стенами дворца расположен старый райончик Санта-Круз, некогда…

  • Севилья 1.1. Приближение к Алькасару

    Una ciudad que acecha largos ritmos, y los enrosca como laberintos. Como tallos de parra encendidos. Севилья ловит медленные ритмы, и,…

  • Кордова

    Надо все-таки дописать заброшенную Испанию. Воспоминания, увы, - не херес, от выдерживания в дубовых бочках головах, не крепчают. Буду писать…

  • Не случай, не сюжет, фрагмент мирской возни.

    Читала я вчера в ночи длинный-предлинный отчет о поездке по Испании на форуме Винского. Почему я читаю про Испанию вместо того, чтобы писать про…

  • Вложенные скобки Мадрида

    Будет в нашей власти Толковать о мире, О вражде, о страсти, О Гвадалквивире; Об улыбках, взорах, Вечном идеале, О тореодорах И об Эскурьяле……

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments